Апробационная программа

Апробационная программа экспериментальных площадок Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

по теме:«Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1. Актуальность программы
    В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.
   Очень важно  на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
   Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
   Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования.  
   Решение данной проблемы позволит на федеральном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

2. Сфера апробации программы
Образовательное пространство системы дошкольного образования
3. Аудитория программы
Педагоги старших и подготовительных к школе групп, воспитанники старшего дошкольного возраста, методическая служба дошкольных образовательных организаций.
4. Цели и задачи
Основной целью является разработка системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
1) организовать в образовательном пространстве системы дошкольного образования предметную игровую техносреду, адек¬ватную современным требованиям к поли¬технической подготовке детей (ее содер¬жанию, материально-техническому, органи¬зационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
2) развивать методическую компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;
3) формировать основы технической грамотности воспитанников и  техническую компетент¬ность воспитанников как готовность к решению за¬дач прикладного характера, связанных с ис¬пользованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования  в соответствии с ФГОС ДО;
6) тиражировать и распространить опыт инновационной педагогической деятельности.

5. Формы реализации
    Относительно педагогов: интеграционная форма организации инновационной деятельности (матричная система организации с созданием проектных целевых групп во главе с руководителем проекта, выполняющим функцию координации)
    Относительно детей: детско-родительские проекты, лаборатории, творческие группы, занятия, досуговая деятельность, мастерские, выставки, игровая деятельность, конкурсы и другие

6. Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достижения результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов):
1) Прямые показатели: результаты диагностического обследования основ технической грамотности и технической компетентности детей дошкольного возраста;  изменения в структуре образовательного процесса в ДОУ, связанные с встраиванием технического контента образования; результаты участия детей, родителей, педагогов в конкурсах и других мероприятиях технической направленности; методическая компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;
2) Косвенные показатели: успешность детей при обучении в ДОУ (высокая мотивация к образовательной деятельности, результаты детской деятельности и др.), востребованность инновационного опыта в субъектах РФ, результаты экспертизы программы и методических материалов.

7. Предполагаемые изменения в системе дошкольного образования        Обновление содержания дошкольного образования с учётом технического контента
        Формирование у детей готовности к изучению технических наук на уровне дошкольного образования средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.