• банер спорт

банер 45

Главное меню

Инновационная площадка

инновационная площадка

Удовлетворенность качеством образования

опрос

Консультационный пункт

эмблема

Независимая оценка

Специальная оценка условий труда

«Стоп-Коррупция»

обучение

ОПРОСЫ ГРАЖДАН ТОЛЬЯТТИ

опросы

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Практическая значимость.

 Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка. Главная задача взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.

Целью педагогов является создание в музыкальной образовательной деятельности условий эмоционального комфорта, заинтересовать детей, создать интересную игровую ситуацию. Тогда можно развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще и, особенно, к музыкально – ритмическому движению, пению и музыкальной игре - драматизации, с помощью чего удается развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость.

Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – этому способствуют музыкальные игры.

Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.

По мнению Р.С.Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи. – «Могу». Таким образом, складывается игровой механизм игры «Хочу!  Надо!  Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

   В условиях музыкальной деятельности игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

   Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.

Физиологический аспект, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р.Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Психологический аспект.

Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Педагогический аспект.

Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

В соответсвии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1. Коррекционные:

Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;

Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:

Укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.

3. Образовательные:

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам.

Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.

4.Воспитательные

Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.

Эстетическое отношение к окружающему.

Развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5.Развивающие:

Познавательную активность.

Устойчивый интерес к действованию.

Саморегуляцию и контроль..

Внимание, память, мышление.

Ориентировку в пространстве.

Участие дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Дошкольники участвует в следующих видах деятельности: восприятии, пении, музицировании, музыкально – ритмических  движениях, что создаёт условия для активного участия в творчестве для каждого ребёнка, независимо от  способностей.

     Находясь в ситуации  активной эмоциональной включённости, ребёнок опирается на свои личностные качества, которые требуют развития: творческое восприятие, творческое мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, инициативность, высокая работоспособность, умение обоснованно рисковать, мотивация достижения, умение сотрудничать. Это говорит о пробуждении творческой фантазии. Разрабатывая творческие задания, исходим из специфики детской аудитории, учитывая, что творчество для ребёнка - это открытие.

Использование музыкальных игр в своей деятельности помогает мне достичь более высоких результатов в развитии у детей музыкальных способностей.

Свою встречу с детьми после музыкального приветствия я начинаю с игровых упражнений, чтобы собрать внимание детей и подготовить их к музыкальной деятельности.

    Часто замечала, что внутреннее напряжение детей выражается в зажатости рук и ног. Если внутреннее состояние передается через движения, то и определенные движения могут влиять на формирование эмоционального состояния ребёнка. Эти наблюдения научно обоснованны. По словам психолога Столяренко Л. Д. «… мышечное расслабление не совместимо с ощущением беспокойства… Эмоциями можно управлять путём регулирования внешнего их проявления». Именно поэтому концентрирую внимание каждого ребёнка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног, на выпрямление спины: «Музыка любит красоту – так давайте станем красивыми! ». Дети наклоняются и максимально расслабляются «Руки, как тряпочки, болтаются, голова повисла, спинка и коленки стали мягкими… »

 Затем выполняем различные танцевальные упражнения. Для придания большего интереса к ним, использую различные подговорки. Иногда ввожу ритмические игры, например «Сороконожка», где дети, стоя в колоне и положив руки на плечи друг другу, изображают сороконожку. Они учатся четко проговаривать текст и в ритме стихотворения выполнять движения. А в такой музыкально – ритмической игре как «Мы по садику гуляем», дети поют и повторяют за педагогом показанный ритмический рисунок, гуляя по залу.

Большое внимание  уделяю пальчиковым играм и сказкам, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию и письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

      Во время пальчиковой игры  дети со мной не только показывают руками то, о чём идет речь в стихотворении, но и пропевают слова в разных звуковых регистрах и в различной речевой манере. 

   Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Боровик и Т.Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у детей идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические театральные возможности. Использование речевых игр в музыкальной деятельности эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительной речи детей, двигательной активности.

 Игры со словом собирают внимание, помогают снять зажатость и усталость, развивают координацию голоса и движения, выразительную интонацию, а значит, и эмоциональную сферу, готовят артикуляционный аппарат к вокальной работе.

 Наиболее доступными для дошкольников выступают музыкально – дидактические игры, которые имеют многофункциональный характер. Их можно рассматривать как игровой метод обучения. Он направлен на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке. Игра «Музыкальная шкатулка» - помогает детям закрепить знания о музыкальных инструментах, узнавать их звучание, в игре «Что в домике делают? » - различать жанры музыкальных произведений, «Птица и птенчики» - определять высоту звука, «Угадай песенку» - развивает музыкальную память.

Существуют музыкально – дидактические игры, построенные по типу хороводных, которые имеют сюжетную канву. Если младшие дошкольники обычно осуществляют простейшую имитацию движений, то в старшем возрасте от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к роли, более высокое качество её исполнения. Развитие сюжета помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание. В процессе развития танцевальной деятельности, дети учатся общаться друг с другом, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственным переживаниям. Одновременно в мальчиках воспитываются мужские качества: мужественность, смелость, надёжность, уверенность. Формируется уважительное, галантное отношение к женщинам вообще и к девочкам в частности. В девочках культивируется женское начало: нежность, грациозность, женственность, красота. Народные песни с хороводами представляют собой естественное сочетание игры с песней и являются богатым материалом для музыкальных инсценировок.

 Большой интерес у детей вызывают театрализованные игры. В таких играх дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения. Знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

 Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение.

 Использую игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Предлагаю детям разыгрывать сценки. Например: «Саша заблудился в лесу, отстал от товарищей. Он зовет их»; «Костя нашел в лесу нору и зовет товарищей посмотреть находку». Мальчики зовут товарищей по-разному – Саше страшно, он боится, что его не услышат; у Кости радость, удивление от находки. Или такие задания: поискать воображаемого котенка, называя его по имени (кто-то – ласково, а кто-то – очень сердито) ; изобразить прогулку трех медведей из одноименной сказки Л. Толстого, но так, чтобы они вели себя и действовали по-разному; перейти через воображаемый ручей по воображаемым камешкам и др.

    Подвижные народные игры – как историческое общественное явление, с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Считали, что это лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.

 Даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту движений, меткость, сообразительность, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют умению быстро ориентироваться в окружающей действительности. Игры вынуждают детей мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра. А главное, способствуют умственному развитию ребёнка. Подвижные игры воспитывают самообладание, умение сдерживать свои эгоистические порывы. Ведь у современных детей этот феномен наблюдается регулярно. Некоторые дети, «спотыкаясь» о небольшие препятствия, отказываются от достижения поставленной цели. А коллективные игры развивают организационные навыки и настойчивость в достижении цели. Так же в таких играх вырабатывается ответственность перед товарищами за свои действия. Благодаря этому, всё реже можно услышать : «Это не я! », «Это всё они! », «А почему я! » и в таком же духе.

 Таким образом, использование в воспитании дошкольника широкого спектра музыкальных игр, вносит свою лепту в воспитании. Это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

 ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.100 музыкальных игр для развития дошкольников/ Анисимова Г.И. Академия развития, 2005. – 96с.

2.Система музыкально оздоровительной работы в детском саду:занятия, игры, кпражнения/ авт.-сост. О.Н.Арсеневская. – Волгоград:, 2011. – 204с.

3.Интерент порталы: http://ru.wikipedia.org/

 

Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь?

Видеоролик ЦУР63 «Решаем проблемы вместе»

Независимая оценка качества

Кюаркод

 

Телефоны доверия

ревакцинация

 

В контакте

в контакте

Виртуальная школа для родителей

школа

Персональный блог инструктора по физической культуре

блог

Образование для всех

образование

Поделись позитивом

поделись позитивом

Контактная информация

Мы находимся по адресу: 450017, Россия, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Комсомольская, 141, МБУ детский сад № 45 "Яблонька".
Телефоны: 8-8482-22-25-88 (заведующий, делопроизводитель); 8-8482-25-06-92 (бухгалтерия)
Факс:  8-8482-25-06-92
Е-mail:chgard45@edu.tgl.ru
Официальный сайт: http://chgard45.tgl.net.ru