Открытие группы для малышей
«КОГДА ДЕТИ ПОЮТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!»
- Категория: Консультации
- Обновлено 28.08.2016 10:30
- Создано 02.08.2016 17:54
- Автор: Бурганова Г.Р.
- Просмотров: 20429
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Этот вид музыкальной деятельности является одним из любимых детьми. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. А чтобы научить детей петь, фортепиано и не нужно. Ведь люди пели испокон веков, когда не было музыкальных инструментов. Поэтому на начальных этапах обучения нужно реже использовать инструментальный аккомпанемент, приучая детей подстраиваться к голосу педагога и голосам друг друга. Так дети быстрее научатся петь. Используя разнообразные приёмы развития музыкального и звуковысотного слуха (вокальные упражнения, наглядно игровые приёмы, попевки) и тщательно отбирая песенный репертуар, можно достичь прекрасных результатов в пении детей.
У педагога, который сам любит петь, дети хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, и именно так учатся подражать его звучанию. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие – спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к его голосу. Весьма желательно, когда педагог поёт на высоком звучании, так как, слушая его исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом. Если педагог не любит петь, боится своего голоса и заглушает его постоянно фонограммами и инструментом, то ему не помогут никакие методики. Самый действенный метод – это попросить детей: «Спойте, как я….». Дети любят подражать взрослым. Поэтому как по взмаху волшебной палочки голоса детей начинают звучать протяжно, нежно и высоко. Важно помочь детям постоянно закреплять и запоминать это состояние голосового аппарата в пении. Маленького ребёнка можно научить только тому, что любишь сам, причём путём ненасильственного во-влечения.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям, исполнению в ансамбле. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстаёт, нарушает стройность пения.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами: верх-ним головным и нижним грудным. У детей грудной резона-тор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий.
Диапазон у детей очень небольшой, поэтому важно тщательно отбирать детский репертуар для пения. В некоторых песнях современных композиторов встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора, что вполне допустимо.
При соблюдении гигиенических условий, т.е. при про-ведении занятий в проветренном помещении в сухую тёплую погоду, пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. Пение является луч-шей формой дыхательной гимнастики. Очень важно определить для детей правильные вокальные установки. Во время пения дети должны сидеть или стоять прямо. В та-ком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма. При правильном звукообразовании дети поют естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Только чёткая работа голосового аппарата помогает правильному звукообразованию. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Стройное, слитное пение (ансамбль) у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнёт петь педагог, а уже в конце го-да начинают песню по окончании музыкального вступления. Для того, чтобы научить детей стройному, слитному пению, важно пользоваться различными приёмами вокально-хоровой работы.
Большое значение в пении имеет правильное произношение гласных и согласных, т.е. дикционное произношение. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. При пении дети очень часто заменяют безударные гласные е, я гласным и. Лучше произносить их несколько неопределённо, что-то среднее между я, е, и. Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных.
Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение.Существуют разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении. Но все эти приёмы применяются осторожно, умело, с тем, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни, углубляло музыкальный образ и не превращалось в сухую, формальную тренировку.
Для формирования правильного дыхания в процессе пения никаких специальных упражнений с детьми дошкольного возраста не рекомендуется. Дыхание укрепляется в процессе пения. Важно следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышать прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно педагогу показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, и ребёнок легко справляется с этим. Чтобы помочь детям научится правильно дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фраза-ми. В старших группах одним из приёмов может быть пение песни по фразам (цепочкой).
Охрана детского голоса – одно из основных условий в процессе обучения детей пению. Многим педагогам стоит задуматься о мере своей ответственности за детское пение. Бездумное увлечение пением и декламацией под фонограмму обслуживает лишь амбиции взрослых. У детей вырабатывается привычка форсировать голосом, перекрикивая музыку. Никому не нужны такие результаты! Профессиональная вокальная работа – это медленная, кропотливая, спокойная работа с детскими голосами.
Все вокальные навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно. Поэтому не нужно пугаться того, что малыши поют нестройно: просто по-другому пока не могут. Но исполняя в унисон с педагогом, маленькие дети учатся слышать свой собственный голос, а не заглушающий звук фонограмм. Не нужно пытаться удивить коллег, а тем более родителей сложным репертуаром и обилием ритмичных «караоке». В конце концов, педагог по музыке существует для того, чтобы прививать любовь к этой самой музыке. Живой музыке….
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Н.А.Метлов «Музыка – детям» Москва, «Просвещение», 1985
2.Т.Э.Тютюнникова статья «Чтобы научиться петь, надо петь!» Журнал «Музыкальная палитра» №5\2004