Анализ образовательной среды МБУ детского сада № 45 «Яблонька» на соответствие ФГОС ДО
- Категория: Сведения об образовательной организации
- Обновлено 04.07.2024 21:08
- Создано 14.11.2015 15:56
- Автор: editor
- Просмотров: 5638
Анализ образовательной среды МБУ детского сада № 45 «Яблонька» на соответствие ФГОС ДО
Образовательная среда в МБУ детского сада № 45 «Яблонька» находится в стадии активного преобразования в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Образовательная среда МБУ компенсирующего вида учитывает пункт 3.2.7., который гласит: «Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
В МБУ № 45 «Яблонька» созданы условия для эффективной коррекции тяжёлых нарушений речи, учитываются:
- Требования к предметно-развивающей среде;
- Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции;
- Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (медицинского, методического, сенсорной комнаты, кабинетов учителей - логопедов во всех группах детского сада) и залов (музыкального, физкультурного);
- Требования к техническим средствам обучения;
- Требования к программно - методическому оснащению воспитательно-образовательного и коррекционного процессов.
При построении образовательной среды в МБУ № 45 «Яблонька» реализуются следующие принципы, предъявляемые к образовательной среде:
- принцип информативности, который предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- принцип вариативности, для организации воспитательно-образовательного процесса используется не только предметно-развивающая среда в группах, но физкультурно- музыкальный зал, холлы детского сада;
- принцип полифункциональности, предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды по направлениям развития ребенка (познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического);
- принцип педагогической целесообразности, он позволяет дошкольному учреждению предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, требований образовательной программы.
Образовательная среда строится на основе гендерного подхода: если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу,но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы».
При наполнении центров в группах игровым оборудованием администрация и коллектив руководствуются примерным перечнем игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ №03-877 Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011г. №2151»:
1. Реализация требований к игрушкам для детей дошкольного возраста. Игрушки в детском саду соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей.
2. Реализация требований к оснащению и оборудованию кабинетов Специализированные кабинеты и залы оснащены оборудованием на 89%. В каждом кабинете имеется необходимая папка с документацией, паспорт кабинета (группы). Для наглядного сопровождения воспитательно¬образовательного процесса, в МБУ используются современные информационно-коммуникационные технологии, имеется современное мультимедийное оборудование:
- Методический кабинет: компьютер, многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир - 2 шт), принтер, копир стационарный, ноутбук, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера;
- Музыкальный зал: музыкальный центр, акустическая система, интерактивная доска с графическим редактором, проектор, экран;
- В группах: магнитофоны;
- В сенсорной комнате: ноутбук, экран;
- В кабинете учителя - логопеда: компьютер (7 шт.), ноутбук (1 шт.).
В целях эффективной коррекции и диагностики психо-социального развития сенсорная комната оснащена: оборудованием для релаксации (сенсорная колба, зеркальный шар), оборудованием для песочной терапии (трёхсекционное), сухой бассейн с наполнителем и двигательными элементами, ростовыми куклами, диагностическим оборудованием Е.А. Стребелевой.
В методическом кабинете имеется комплект образовательных материалов Фридриха Фребеля, блоки Дьенеша, разнообразные развивающие и обучающие материалы.
В детском саду созданы следующие условия:
- постоянно пополняется фонд методической литературы, в котором собрана педагогическая, психологическая по проблемам развития и воспитания детей (для педагогов и родителей);
- пополняется фонд детской и энциклопедической литературы для детей всех возрастов;
- ежегодно оформляется подписка на газеты и журналы;
- оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения:
набор оборудования для изобразительной деятельности в каждой возрастной группе включает материалы для рисования, лепки, и аппликации; - оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;
- оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает оборудованные стационарные и выносные лаборатории;
- материалы и оборудование для двигательной активности в детском саду включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. Инструктором по физической культуре и воспитателями групп изготовлено нетрадиционное оборудованное, применяемое на занятиях физической культурой. Информационно-методическое обеспечение.
В МБУ имеется информационное обеспечение образовательного процесса, которые помогают в электронной форме управлять образовательным процессом - это компакт-диски в виде приложения к руководству, флешкарты, интернет.
Функционирует официальный сайт учреждения, материалы сайта постоянно обновляются в соответствии с ФГОС дошкольного образованиями, потребностями педагогов и родителей воспитанников.
Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная среда МБУ детского сада № 45 «Яблонька» соответствует основным требованиям ФГОС ДО, но требуется систематизация и пополнение оборудования, обновление материально технического и информационного оснащения, расширение спектра развивающего и игрового оборудования, активизация информационных ресурсов.