Психолого-педагогический консилиум (ППк)
Дети с нарушением речи нуждаются в специальном подходе, своевременной квалифицированной и систематической помощи педагогов и медиков.
Имея крайне ограниченный запас знаний и навыков, дошкольники с нарушением речи с трудом входят в контакт с ровесниками и старшими, не умеют вести себя в коллективе, не могут правильно оценить ситуацию, имеют различные виды нарушений поведения, у них не сформирована произвольность деятельности, поэтому нуждаются в специальном подходе, своевременной квалифицированной и систематической помощи педагогов: обучение и воспитание таких детей может быть успешным лишь в том случае, если оно построено с учетом этих особенностей.
Обучение и воспитание дошкольников с отклонениями в развитии предусматривает обязательную специализированную помощь и психолого-педагогическую поддержку воспитанников, а также динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
Комплексная диагностика ребенка с отклонениями в развитии осуществляется специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк).
Психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения ребёнка, формирование определенных детских групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, которой владеют педагоги, медики, учителя-логопеды, психологи и на основе целостного видения ребёнка разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Консилиум позволяет:
- учителю-логопеду и психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или группе всем субъектам образовательного процесса;
- педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности; - объединить усилия учителей-логопедов, педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей;
- наметить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса;
- координировать действия субъектов образовательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
В состав консилиума входят: учитель-логопед, педагог-психолог, медицинский работник (по запросу), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
В работе консилиума могут принимать участие приглашённые ПМПк ДОУ специалисты ПМПК, диагностических центров, центров психолого-социальной службы.
Основной целью деятельности специалистов консилиума является осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
В задачи консилиума входит:
• Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого ребенка, анализ степени сформированности психических функций с целью своевременного решения проблем в обучении, общении и социализации; определение уровня функциональной готовности ребенка к обучению на разных ступенях образовательного процесса
• Определение “зоны ближайшего развития” каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.
• Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка
• Создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников, разработка комплекса мер коррекции и компенсации.
• Формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников.
• Разработка системы целенаправленной педагогической коррекции физических и психических недостатков учащихся, выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы в соответствии с выявленной структурой дефекта.
• Проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих преодолению нарушений в психическом и речевом развитии, негативных специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, психокоррекции поведения ребенка.
• Создание системы мониторинга индивидуального уровня развития воспитанников в соответствии с выявленной структурой дефекта.
• Оказание консультативной и методической помощи педагогам по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Деятельность специалистов консилиума направлена на проведение педагогической и психологической диагностики уровня интеллектуального, речевого и психического развития воспитанников и создание на ее основе комплексных коррекционно-развивающих программ. Специалисты консилиума вырабатывают единые критерии готовности к обучению, что способствует реализации принципа непрерывности реабилитационного процесса, обеспечению преемственности на различных этапах обучения. На основании результатов диагностики определяются формы взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума. По результатам диагностического исследования даются рекомендации для педагогов и родителей.
Этапы деятельности специалистов консилиума.
1. Психолого-медико-педагогическая диагностика:
- изучение данных медицинского анамнеза;
- изучение социальной ситуации развития ребенка, диагностика социальной готовности к обучению;
- диагностика психологической готовности к интегрированному обучению логопедическое обследование уровня развития речи;
- дефектологическое обследование;
- педагогическая диагностика уровня функциональной готовности ребенка к организованным формам обучения и воспитания.
2. Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка со специальными нуждами:
- разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы с каждым ребенком с особыми образовательными потребностями;
- подготовка рекомендаций для воспитателей и родителей по результатам диагностического исследования;
- формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников, выработка единого подхода к ребенку со стороны всех взрослых;
- создание благоприятного психологического микроклимата в группах, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей группы в целом.
3. Анализ успешности развития ребёнка, его продвижения в усвоении основных приемов деятельности, формировании основных компетентностей:
- отслеживание и анализ хода развития каждого ребенка и результатов коррекционной работы;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников, диагностика формирования и развития общеучебных умений и навыков, оценка уровня усвоения стандарта дошкольного образования.
Содержание деятельности основных участников ППк
Участник |
Деятельность на этапе |
Деятельность в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
Реализация решений консилиума |
Педагог-психолог |
Проведение диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углубленной диагностики в отношении «проблемных» детей Подготовка материалов к |
Предоставляет участникам консилиума необходимой информации по психолого- педагогическому статусу конкретных воспитанников и по группам Участие в разработке стратегии сопровождения Планирует направления и формы психологической работы в рамках сопровождения конкретных воспитанников и групп в целом Информирует об особенностях личности, феномене развития ребёнка на момент обследования: познавательной сферы (развитие мышления), тонкой моторики; особенности поведения и общения дошкольника; особенности мотивационной сферы; особенности системы отношений ребёнка к миру и самому себе (степень тревожности, наличие страхов). Даёт рекомендации по характеру педагогической поддержки |
Проведение психокоррекционных и развивающих мероприятий Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями Планирование совместной работы с Психологическое просвещение |
Воспитатель, музыкальный работник, инструктор по ФК |
Сбор педагогической информации о педагогических аспектах статуса дошкольника |
Предоставляет необходимой педагогической информации участникам консилиума Участвует в разработке стратегии сопровождения Планирует формы и направления работы в рамках педагогического сопровождения конкретных дошкольников или группы в целом Информирует об уровне учебно-организационных и коммуникативных умений; работоспособности, уровне обученности и предметных знаниях; проблемах взаимоотношений в ученическом коллективе; особенностях адаптации, сложностях поведения во взаимоотношениях с родителями |
Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума Консультирование родителей по вопросам сопровождения дошкольников Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения конкретных дошкольников и их |
Учитель-логопед |
Обследование состояния речи и высших психических функций. Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума Предоставление необходимой информации в рамках подготовки к консилиуму |
Информирует о состоянии основных компонентов устной речи дошкольников: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словарный запас, связная речь Информирует о результатах тестирования детей, отмечает уровень развития основных мыслительных процессов (по отношению к норме) Планирует направления и формы логопедической (дефектологической) работы в рамках сопровождения конкретных воспитанников и групп в целом
|
Разработка индивидуальных стратегий логопедического (дефектологического) сопровождения конкретных дошкольников и их последующая реализация Участие в групповых и индивидуальных консультациях Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ Консультирование родителей |
Медицинский работник |
Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий Анализ медицинских карт воспитанников |
Участвует в разработке медицинских аспектов Информирует о состоянии здоровья представленных на консилиум учащихся, уровне физического развития, степени биологической зрелости, состоянии опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Даёт чёткие объяснения направленности характера лечения и его учёта в процессе обучения и воспитания. Рекомендует оптимальный режим чередования нагрузок и отдыха Информирует о соблюдении специального охранительного режима, сочетании педагогического процесса с лечебно-оздоровительными мероприятиями.Помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения.Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.Консультирование администрации |
Психолого-педагогический консилиум в МБУ д/с № 45 «Яблонька»
С целью выявления особых образовательных потребностей детей в МБУ д/с № 45 «Яблонька» организована деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в рамках которого осуществляется система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательного процесса.
Успешность помощи ребёнку обеспечивается четким взаимодействием специалистов в системе сопровождения: «специалист-ребенок-родитель-специалист».
Деятельность консилиума Учреждения заключается:
- в постановке психолого-педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;
- консультации родителей (законных представителей), воспитателей, специалистов Учреждения по вопросам профилактики, а также организации психологической помощи и педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями;
- в подготовке документов на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью подтверждения возможных проблем в обучении и развитии, определения адекватной формы обучения, а также в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребёнка.
Участники заседания ПМПк: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители воспитанников.
Заседания ПМПк проходят в соответствии с графиком, утвержденным руководителем и планом работы ПМПк Учреждения.
График заседаний ППк МБУ детского сада № 45 «Яблонька» на 2019 - 2020 учебный год.
В своей деятельности ППк руководствуется нормативно – правовыми документами и локальными актами учреждения:
«Положение о психолого-педагогическом консилиуме»;
Договором между Учреждением и родителями;
Договором о сотрудничестве между Государственным бюджетным учреждением – центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого-педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области и ППк.
Решения заседания ППк оформляются в протоколы, которые хранятся в Учреждении.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит освидетельствование детей раннего, дошкольного и школьного возраста. В составе комиссии работают: детский врач-психиатр, врач-педиатр, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, а также учителя-логопеды.
Обследование ребёнка проходит в присутствии родителей или лиц, их заменяющих (законных представителей), которые должны иметь при себе паспорт.
Для прохождения ПМПк необходимо подготовить пакет документов:
- Копия свидетельства о рождении ребенка.
- Паспорт родителей (для иностранных граждан с переводом).
- Опекунское удостоверение (при наличии опеки).
- Выписка из истории развития ребенка (Ф-12) от педиатра (для детей-инвалидов с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА)).
- Заключение невролога.
- Заключение детского психиатра (для детей старше 4 лет).
- Заключение офтальмолога.
- Заключение оториноларинголога.
- Заключение ортопеда (если ребёнок направляется в группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
- Педагогическое представление (характеристика), рекомендации по воспитанию.
- Представление педагога-психолога (если есть в учреждении)**.
- Представление учителя-логопеда или учителя-дефектолога (если есть в учреждении).
- Работы детей по изобразительной деятельности с указанием заданной темы (3-4 шт.).
- Копия предыдущего заключения ПМПК (для детей проходивших психолого-медико-педагогическое освидетельствование ранее).
Внимание!!! Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, и личной печати и подписи врача.
Справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев.
Внимание!!! Педагогическая характеристика, психологическое и логопедическое представления должны быть заверены подписью заведующего и печатью образовательного учреждения.
ППК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка.
Выписка является основанием для зачисления ребенка в специализированную группу (класс).
Для оформления в группу компенсирующей направленности выписку предъявляют в МФЦ.
Родители школьников передают выписку администрации школы.
Преимущества обучения ребёнка в специализированной группе
В дошкольных образовательных учреждениях г.о. Тольятти для детей с особыми образовательными потребностями открыты группы компенсирующей направленности, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение неоправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.
Контакты городского Психолого-педагогического центра:
Полное наименование учреждения: Государственное бюджетное учреждение – центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого-педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области.
Почтовый и юридический адрес:
445045 Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, 44
Телефон администратора: +7 (8482) 76-99-74
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт: http://pcenter-tlt.ru/
- Приложение 1. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме
- Приложение 2. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме
- Приложение 3. Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
- Приложение 4. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
- Приложение 5. Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для предоставления на ПМПК
- Приложение 6. Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк